21 Jul 2007

taisin2: (Default)
Девочка Саша едет с мамой на море. На каникулы. Мама встретит новую любовь. Саша - кошмарного незнакомца. Саша будет выполнять бессмысленные задания, ее будет тошнить золотыми монетами, ей будет стыдно и страшно, но ослушаться она не посмеет - иначе с ее семьей случится.. что-то. Случайное, естественное, банальное.
Фатальное.
Саша не поступит в "свой" институт - она уедет в тьмутаракань, в город Торпу, в институт где не столько учат, сколько переплавляют учеников из людей в иное. Но кем и чем она станет - решать все равно ей.

Книга прекрасно написана. Столь образно, что смотришь фильм, а не читаешь. Процесс обучения показан почти идеально - давно хотелось такое прочитать, с самого моего знакомства с дивным рассказом «Все тенали бороговы» Каттнера в далеком детстве. Замечательны учебные пособия - особенно "черные фрагменты", визуальные омонимы совсем разные семантически. За метод манипуляций со временем, выставление "якорей" - авторам отдельное спасибо.
Множество отличных эпизодов, второстепенные перонажи в институте весьма хороши.
Но книга мне не понравилась.
Странно, правда?
Я разочарована - мне обещали так много. А не дали - почти ничего.
Проработка основной идеи довольно поверхностна. Описанные трансформации просто требуют глубокой разработки психологии - однако авторы вглубь не пошли.
Концовка показалась банальной и бессмысленной. "Я отказываюсь бояться" - звучит замечательно, но проблема в том, что при всех декларациях о страхе - страха Саши там нет. Я ни разу не испугалась за ее семью через нее. Эта семья - просто набор клише. Нельзя бояться за клише: там нечего любить. Саша их и не любит.
Страх собственных изменений поначалу чувствуется - но потом сходит на нет, потому что Саша не меняется - глубинно, внутренне в конце она та же, что и в начале. Не больше "она сама", а просто - та же. А если так - то зачем это все было?

Так что если сравнивать два романа Дяченко о страхе: "Шрам" и "Vita Nostra", то по моему глубоко субъективному мнению "Шрам" намного лучше. Он обещал меньше, но обещания сдержал.

...А может мне просто поздно читать Дяченок. Их книги перестали меня менять. Меня все еще интересуют их вопросы - но ответы уже кажутся слишком простыми.
taisin2: (observer)
Середину я еще не одолела, но начало удручает. Конец удручает немерянно.
Авторша, написав милую Долорес, заразилась бабством, не иначе.
Логика - это даже не песня, а скрежет вилки по стеклу. Милая девочка Гермиона убедила родителей,что их зовут не так и им надо в Австралию. Допустим. А как интересно она убедила в том же банк и фирму кредиток? Как они *технически* попали в Австралию, если все их документы на другие имена? Мне вот интересно, автор совсем-совсем не представляет что это такое, сменить имя в реальном мире? Я как прочла - так и взвыла.
Как она слила Гермиону - это ж ужас... Прынцесса. Girl in distress. Плачущая и паникующая. Ы?!
Как она слила Снейпа... Одна из самых бессмысленных смертей, какие я читала. Зачем так убивать такого персонажа?! хочешь убить - убей правильно. Про нафиг давать ему такую мотивацию я вообще молчу... про способ подачи информации и две (по меньшей мере) новых сущности я тоже молчу. Матом.
Чесслово, читала я фанфики лучше на порядок.
Page generated 29 Mar 2026 15:43
Powered by Dreamwidth Studios